Социально-педагогическая и психологическая служба

ГУО «Гимназия-колледж искусств им. И.О. Ахремчика»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    для педагогов, воспитателей, кураторов

 по теме: «Конфликты. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

 

КОНФЛИ́КТ (лат. conflictusстолкновение) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

 

 

КОНФЛИКТЫ оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и педагогов.

Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

Следует различать понятия «КОНФЛИКТ» и «КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ», разница между ними очень существенна.

 КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками. Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. ИНЦИДЕНТ – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликт.

КОНФЛИКТЫ УЧАЩИХСЯ С ПЕДАГОГАМИ

 

    Причиной конфликтов в школе может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание детей. Педагогам становится все труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Поэтому возникают конфликты.

  Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением и т. д.

  Также меняется отношение и к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому ПЕДАГОГ (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно преподносить весь материал, как учебный, так и «житейский».

 На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, учитель в сознании подростка — обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом.

По их мнению, лучший педагог — это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует такие качества, как СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ДОВЕРИЕ.

 Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 11 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в “войны”, “революции”, и чтобы правильно оценивались.

 

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

КОНФЛИКТ НЕПОДЧИНЕНИЯ: Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие учащиеся, которые год назад не вызывали такой реакции. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.

КОНФЛИКТ ЕДИНСТВА: Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть “слабаком”, “маменькиным сынком”, “тряпкой”.

КОНФЛИКТ ЛИДЕРСТВА: Подросток видит педагога как конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.

КОНФЛИКТ НЕЛЮБВИ: Происходит тогда, когда к педагогу относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы педагог потерял терпение.

 

            СТРАТЕГИИ поведения педагога в конфликтной ситуации:

 

  1.  УХОД ОТ КОНФЛИКТА. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется педагогу несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если педагог отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения.

Существуют различные формы ухода от конфликта:

  • молчание;
  • демонстративное удаление ученика из класса;
  • отказ от проведения урока, мероприятия, занятия (как вариация – «обиженный уход»);
  • затаенный гнев;
  • игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);
  • переход на сугубо формальные отношения, показное безразличие; ведение урока «сквозь скрежет зубов» и т. д.

Эта стратегия достаточно распространена, в том числе и среди педагогов. В ее основе лежит механизм «вытеснения», описанный в психоанализе. Аналогично тому, как человек старается вытеснить из сознания все беспокоящее, непонятное, пугающее, вызывающее резко отрицательные эмоции, так и в своей реальной жизни он пытается уйти от необходимости решения сложной проблемы с непредсказуемыми последствиями, от риска, напряжения, беспокойства.

  1. ПРОТИВОБОРСТВО «ВЫИГРАТЬ/ПРОИГРАТЬ».

Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей, и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации педагогом различных конкурсов, соревнований или в случае какой-либо острой ситуации, когда педагог должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов стратегия противоборства приводит обычно к негативным последствиям, и тогда противостояние приобретает деструктивный характер («победа любой ценой»). Педагогами могут используются следующие тактические приемы: угрозы, запугивание наказаниями, которые будут отменены, если ученики согласятся с требованием педагога; настойчивые убеждения; выставление негативной отметки; задержка ученика после уроков, высмеивание ученика перед другими и т. п.

Особый интерес представляет тактика чередования приемов по принципу «плохой и хороший полицейский». В этом случае один работник школы (учитель, завуч, директор) по отношению к конкретному ученику использует угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой – напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены и в одном лице.

При реализации второй стратегии следует учитывать, что ее эффективность крайне низка, наиболее вероятный результат ее применения – эскалация конфликта. В психоанализе стратегия противоборства соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, стремление к превосходству, к власти над людьми, эгоизм и др.).

  1.  СТРАТЕГИЯ УСТУПОК. При разрешении конфликта педагоги могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).

Для ПРИСПОСОБЛЕНИЯ характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данная стратегия обычно используется, когда стороны либо не уверены в собственных силах, либо безразличны к ситуации, либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей.

КОМПРОМИСС требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон, их взаимных уступок. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон, что называется, «по справедливости». Однако в реальной ситуации кому-либо из противников, как правило, приходится идти на большие уступки, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временной мерой, поскольку ни одну из сторон практически не удается удовлетворить полностью. Чаще всего в качестве компромисса используется так называемый нулевой вариант, или «СТАТУС-КВО», когда конфликтующие стороны возвращаются на исходные позиции.

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ в качестве ПОСРЕДНИКА представителя администрации, специалистов СППС может приносить позитивные плоды в деле урегулирования школьных конфликтов. В системе учитель – родитель – ученик посредничество может также оказаться плодотворным.

  1.  СОТРУДНИЧЕСТВО. Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для этой стратегии характерны стремление к сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для педагога и учащихся решения, выработка которого укрепляет и улучшает взаимоотношения с учениками, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы.

Для реализации данной стратегии следует:

  • определить интересы и потребности всех участников;
  • предпринять возможные действия по их удовлетворению;
  • признать ценности других, равно как и свои собственные;
  • стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;
  • искать творческие неординарные решения;
  • не щадить проблему, щадить людей.

Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналитической теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений (возмущение, гнев, обида, жажда мести, превосходство, агрессия и т. д.) направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигнет на этом пути максимального эффекта.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО

УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ С УЧАЩИМИСЯ

 

 

ПРАВИЛО 1.

Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.

«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол (опоздал, не выполнил задание)» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится педагогу и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

 

ПРАВИЛО 2.

Контролируйте свои негативные эмоции. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней вместе с учащимся.

 

ПРАВИЛО 3.

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия педагога:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;

— решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

 

ПРАВИЛО 4.

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

 

ПРАВИЛО 5.

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача педагога — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

 

ПРАВИЛО 6.

Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

 

Итак, КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ:

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Именно поэтому от педагогического такта педагога, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение:

 

«ПОНИМАНИЕ - НАЧАЛО СОГЛАСИЯ».

 

РОДИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ.
КОНФЛИКТ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО.


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

 

Конфликты педагогов с родителями начинаются с конфликта педагога с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а педагог — всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не уйти. Специфические причины конфликтных ситуаций в системе «учитель — родитель»:

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • некомпетентность педагога: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями, учениками;
  • неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится; мой ребенок самый лучший, а она не видит и т.д.
  • педагоги всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
  • успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования;
  • унижают детей, оскорбляют их;
  • плохо высказываются о родителях при детях;

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  • несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их ребенок ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания, не воспитывают;
  • повышенные, нередко безосновательные требования к педагогу: почему педагог, воспитатель, руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей; вы должны поставить моему ребенку пятерку;
  • слишком высокого мнения о своем ребенке;
  • родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой;
  • ни во что глубоко не вникают;
  • поверхностно судят об педагогах;
  • совершенно не контролируют ребенка;
  • педагоги обязаны учить и воспитывать их детей;
  • часто вмешиваются в учебный процесс;
  • педагог, воспитатель не подходит для нашего ребенка;
  • педагог у нашего ребенка не такой.

Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформированы наиболее актуальные специфические причины конфликтных ситуаций между родителями и педагогами:

  • разные уровни общей и педагогической культуры, несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
  • непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
  • различие в отношении к ребенку как к личности.

КАК НАЛАДИТЬ КОНТАКТ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Особое место в школьной жизни занимает организация общения педагогов, воспитателей, кураторов и родителей. Каковы пути взаимодействия?

Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи педагога ложится забота об организации сотрудничества с родителями в решении важных задач обучения и воспитания. Каждый педагог должен:

  • Разработать механизм прямой связи с родителями.
  • Систематически, а не эпизодически развивать и совершенствовать взаимодействие с родителями.
  • Постоянно включать родителей в жизнь класса.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

  • помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
  • используйте многоальтернативный подход к решению проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты);
  • пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные);
  • постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В практической работе с педагогами и родителями обучающихся в настоящее время образовательными учреждениями применяется целый арсенал форм и методов работы по профилактике конфликтных ситуаций в школьной среде.

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ: педагогический совет, педсовет-практикум, научно-практическая конференция, совещание при директоре, учебно-методические и обучающие семинары и т. д.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: общешкольные и классные родительские собрания, общешкольные конференции, психолого-педагогический лекторий, родительские чтения, круглый стол, родительский ринг, дискуссии, устные журналы, родительские вечера, родительские КВНы, тренинги родительской эффективности, интеллектуальные игры и т.д.

Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» изложил рекомендации по урегулированию конфликтов:

  1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.
  2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.
  3. «Отказываемся от установки»: «Победить любой ценой».
  4. «Находим несколько возможных решений»: В юбом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.
  5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший»: Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.
  6. «Говорим так, чтобы нас услышали»: Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.
  7. «Признаем и бережем ценность отношений»: Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.

 

 

 

 

«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце

и возвращаются к нам осмысленными и понятными.

А то, что понятно, уже не так страшно.»   

                                                 Фромм Э.

 

 

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

                                                                                          

 

Составитель: педагог-психолог Ю. В. Вольская