Кодекс поведения в конфликте
1. Дайте человеку "выпустить пар" и тем самым снизить напряженность. Человек в агрессивном состоянии переполнен отрицательными эмоциями и не в состоянии принимать самостоятельные решения. В этот момент лучше всего себя представить под колпаком.
2. Попробуйте спокойно обосновать претензии, изложить факты, не касаясь эмоций.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами (попросите совета, сделайте комплимент и др.), т.е. необходимо переключить партнера в другое состояние, с отрицательной эмоции - на положительную.
4. Не давайте отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему, которая является препятствием.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. При этом нельзя искать виноватых и обходиться одним вариантом.
7. В любом случае дайте партнеру возможность сохранить свое лицо, не задевайте личное достоинство, оценку давайте только поступкам.
8. Отражайте смысл высказываний и претензий.
9. Держитесь позиции на равных, нельзя кричать, т.к. очень часто люди оказываясь в позиции "ребенка" склонны уступать, а потом конфликт разгорается с новой силой.
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Это обезоруживает вашего партнера и вызывает чувство уважения.
11. Ничего не надо доказывать, т.к. в процессе доказательства человек отрицательно эмоционально настроен, воспринимает вас как врага и у него блокируется рациональная часть мозга.
12. Замолчите первым. Молчание поможет вам прекратить ссору, достигнуть эмоционального успокоения, снижения напряженности и погасить возбуждение партнера.
13. Не характеризуйте эмоциональное состояние оппонента.
14. Уходя, не хлопайте дверью.
15. Разговор необходимо вести, когда партнер остыл. Победит не тот, кто перекричит, а тот, кто сумеет заставить выдержать паузу.
16. Независимо от результата разрешения конфликта, старайтесь не разрушать отношения.