Профессия музыкант

Стать знаменитым музыкантом мечтают многие юноши и девушки. Они видят успешных и богатых певцов и инструменталистов, и даже не догадываются, какой тяжкий труд за стоит за восхождением на Олимп и сколько усилий надо приложить, чтобы иметь полное право сказать: я – профессиональный музыкант.

История профессии

По предположениям ученых, музыка – ровесница человечества, и ей уже около 50 тысяч лет. Самым древним инструментом считается флейта, обнаруженная поблизости от скульптур, возраст которых определен в 35-40 тысяч лет. На начальном этапе развития общества музыка носила прикладной характер и использовалась при совершении религиозных обрядов и ритуалов. Со временем музыка усложнялась, древние греки уже использовали полифонию, поэтому исполнять композицию мог только профессиональный музыкант. Первая записанная на глиняной табличке песня была найдена при раскопках в Месопотамии, в ней применялся пифагоров строй и терции, то есть писал ее человек, хорошо разбирающийся в этом вопросе. В средневековой Европе, кто такие музыканты, прекрасно знали и в католической церкви, развивавшей несколько школ многоголосия, и в светской жизни, где люди слушали труверов, миннезингеров и трубадуров. В дальнейшем музыка развивалась очень активно, появлялись новые направления и способы исполнения произведений. В эпоху Просвещения на вершине была классическая музыка, представленная симфониями, инструментальными концертами, операми. В XX веке активно развивается популярная музыка, появляются новые жанры (джаз, рок, соул и др.).

Описание профессии

Говоря о том, кто такой музыкант, следует помнить, что музыка – очень широкое явление, имеющее множество направлений и ответвлений. Поэтому профессии музыкантов могут значительно отличаться между собой. Одни «терзают» соло-гитару или скрипку, другие погрузились в нотные знаки, третьи оттачивают голос, а четвертые с научной точки зрения описывают все происходящие в этой сфере процессы.

Рассмотрим коротко, какие бывают музыканты:

Исполнители - люди, владеющие одним или несколькими музыкальными инструментами на профессиональном уровне, способные выступать самостоятельно или работать в коллективе. Их основная задача – воспроизведение уже имеющегося творения.

Вокалисты используют для передачи авторского замысла свой голос, они обладают прекрасным слухом, могут петь соло, в группе или хоре с музыкальным аккомпанементом или без него (а-капелла).

Композиторы стоят у основ, они сочиняют новые музыкальные произведения и фиксируют их на бумаге при помощи нотных знаков. Дирижеры управляют оркестрами или хорами посредством движения рук, пальцев и мимики, диктуют исполнителям собственное понимание мысли, вложенной автором в свое творение.

Аранжировщики адаптируют произведение и подают его в виде, отличном от первоначального варианта. Также они могут сочинить партии для всех инструменталистов и вокалистов, взяв за основу несложную мелодию.

Музыкальные критики осуществляют экспертную оценку оперы, симфонии, песни, указывают на их сильные и слабые стороны. Таким образом, они способствуют развитию и популяризации музыки в обществе.

Дирижер хора (хормейстер) - руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий. Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.

Дирижер оркестра. Стезя дирижера сложна и многогранна. Ее специфические особенности заключаются в том, что дирижер осуществляет стоящие перед ним художественные задачи не непосредственно (как музыкант), а при помощи целой системы пластических приемов-жестов. Этими, казалось бы, чисто внешними приемами дирижер не только указывает темп, ставит точные ритмические акценты, но и регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступлений оркестровых групп или отдельных солистов. Каждое движение, жест, мимика имеют свой глубокий художественно-эмоциональный подтекст).

Искусство дирижера - искусство во многом психологическое. Образный мир каждого симфонического произведения раскрывается полностью лишь тогда, когда у руководителя устанавливается прочный творческий контакт с оркестровым коллективом. Тут приходят на помощь те качества, без которых немыслим настоящий дирижер – симфонист. Это безупречный слух, острое чувство ритма, музыкальная память, глубокое знание возможностей инструментов, умение быстро ориентироваться в любой партитуре. Все это позволяет дирижеру, обладающему определенными волевыми качествами, вдохновить, увлечь и повести за собой коллектив. В современном музыкальном искусстве именно дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения. Он должен уметь в точности передать авторский замысел, дать ясную, глубокую, во всех отношениях исчерпывающую интерпретацию исполняемой музыки. Поэтому его задача не только трудна, но и почетна. Профессия дирижера справедливо считается «заглавной» музыкально-исполнительской профессией.

Учитель музыки - специалист, безусловно, востребованный. Урок музыки в наше время – это уже не пение «про дружбу» под аккордеон, а серьезный и заинтересованный разговор о музыке, о том, как она находит путь к человеческой душе. «Там, где кончается слово, начинается музыка» – этот афоризм показывает, насколько важная задача стоит перед учителем. Среди педагогических работников своё особое место занимают преподаватели творческих дисциплин, формирующих культурную и эмоциональную грамотность учащихся. А среди них заметны представители интересной и трудной профессии учителя музыки. Именно на этого человека возложена обязанность формировать музыкальные вкусы и интересы детей, именно он первым замечает талант Машеньки к пению, а Ванечки – к игре на барабане. Это тот человек, который может объяснить, какие средства музыкальной выразительности использует Бетховен, а какие – Queen и чем отличается мюзикл от оперетты. В помощь специалисту теперь и программы, и фонохрестоматии, и рабочие тетради. Однако и сам он должен быть творческим человеком, хорошо петь и играть на музыкальных инструментах, увлеченно рассказывать и обладать эрудицией. Слова учителя музыки очень важны для подрастающего поколения – немногие в наше время посещают театр или концерты, и на плечи этого педагога ложится ответственность за просвещение детей.

Профессия музыканта подходит людям, которые не мыслят себя вне творчества. От музыканта требуются такие профессиональные качества: идеальный музыкальный слух; красивый голос (для певца); мастерское владение своим инструментом; знание гармонии и сольфеджио; способность исполнять самые сложные композиции соло и в коллективе; способность к импровизации; новаторство.

Личные качества не менее важны с учетом вида деятельности артиста: талант; уникальность звучания; эмоциональность; харизматичность; усердие и трудолюбие; организованность; целеустремленность; коммуникабельность; внешняя привлекательность и опрятность.

Заниматься музыкой стоит только талантливым людям, для которых это не работа, а способ жизни. Чтобы добиться успеха, нужно будет пройти все ступени обучения, годы тяжкого труда и безденежья, преодолеть конкуренцию и интриги. И при этом всем ежедневно выходить на сцену и нести людям истинное искусство, заставлять их сопереживать, плакать и смеяться. Взлететь на вершину славы удается многим, но удержаться там могут только уникальные таланты, непохожие на других, готовые постоянно развиваться и открывать новые музыкальные горизонты.